1. Объекты на балансе садоводческого товарищества

Имущество, приобретаемое садоводческим товариществом за счёт целевых средств, приходуется на соответствующих счетах учёта имущества. Для этих целей используются счета:

  • 08 "Вложения во внеоборотные активы",
  • 01 "Основные средства" - при оприходовании основных средств,
  • 10 "Материалы" - при приобретении материалов.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 "Учёт основных средств", утверждённого Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н "актив принимается организацией к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

  1. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  2. объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  3. организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  4. объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем".

Если же имущество приобретается для перепродажи, его следует квалифицировать не как основное средство, а как товар.

Некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются условия, установленные в пп. "б" и "в" п. 4 ПБУ 6/01.

Следует обратить внимание на то, что некоммерческие организации не должны производить переоценку основных средств. Пунктом 15 ПБУ 6/01 предусмотрено, что только коммерческие организации могут переоценивать объекты основных средств.

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учётной политике организации, но не более 20000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Однако для целей налогового учета в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ объектами основных средств признается имущество стоимостью не более 10000 руб.

Обратите внимание! Спецификой некоммерческих организаций является то, что НДС, уплаченный при приобретении основных средств, не является возмещаемым налогом, а подлежит включению в состав расходов по приобретению основного средства. Причём основные средства приобретаются за плату и принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретённых за плату, в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретён объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ уставная деятельность некоммерческих организаций не подлежит налогообложению (освобождена от налогообложения), поэтому НДС, уплаченный поставщикам товаров, работ, услуг, включается в стоимость этих товаров, работ, услуг. Т.о., в первоначальную стоимость основного средства СНТ должно включить и НДС.

Операции по принятию к учёту основных средств в обязательном порядке подлежат оформлению первичными документами. В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту основных средств" для учёта ОС должны использоваться унифицированные формы первичной учётной документации.

Унифицированные формы первичной учётной документации:

  • ОС-1 (Акт о приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений));
  • ОС-1а (Акт о приёме-передаче здания (сооружения));
  • ОС-1б (Акт о приёме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений));
  • ОС-2 (Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств);
  • ОС-3 (Акт о приёме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств);
  • ОС-4 (Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств));
  • ОС-4а (Акт о списании автотранспортных средств);
  • ОС-4б (Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств);
  • ОС-6 (Инвентарная карточка учёта объекта основных средств);
  • ОС-6а (Инвентарная карточка группового учёта объектов основных средств);
  • ОС-6б (Инвентарная книга учёта объектов основных средств);
  • ОС-14 (Акт о приёме (поступлении) оборудования);
  • ОС-15 (Акт о приёме-передаче оборудования в монтаж);
  • ОС-16 (Акт о выявленных дефектах оборудования).

Построенные собственными силами здания и сооружения, колодцы, дороги и другие объекты отражаются в учёте по стоимости фактических расходов.

Пример 1. В СНТ "Ромашка" построена дорога стоимостью 50 000 руб. за счет средств целевого финансирования. Строительство дороги осуществила подрядная строительная организация.

Пример 2. В СНТ " Ромашка" списан компьютер стоимостью 14000 руб., приобретённый ранее за счёт средств целевого финансирования, - в связи с истечением срока его полезного использования.

В бухгалтерском учёте делается следующая операция:
Дебет 86-3 "Целевые взносы" Кредит 01 "Основные средства"
- 14000 руб. - списана первоначальная стоимость компьютера за счет средств целевого финансирования.

В бухгалтерском учёте операции по постановке на учёт построенной дороги будут отражаться следующим образом:
Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками"
- 50 000 руб. - на сумму услуг подрядной строительной организации;
Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы"
- 50 000 руб. - на сумму первоначальной стоимости объектов основных средств, введённых в эксплуатацию;
Дебет 60 "Расчёты с поставщиками" Кредит 51 "Расчётный счёт"
- 50 000 руб. - на сумму произведенной оплаты в адрес подрядной организации.

При приобретении объектов основных средств и иных внеоборотных активов (например, нематериальных) источники финансирования не списываются. Отражение использованных сумм по дебету счёта 86 производится при выбытии ранее приобретённых объектов, в том числе и по истечении срока полезного использования.

Пример 2.
В СНТ "Пищевик" списан компьютер стоимостью 14000 руб., приобретённый ранее за счёт средств целевого финансирования, - в связи с истечением срока его полезного использования.

В бухгалтерском учёте делается следующая операция:
Дебет 86-3 "Целевые взносы" Кредит 01 "Основные средства"
- 14000 руб. - списана первоначальная стоимость компьютера за счет средств целевого финансирования.

Получение имущества в виде имущественного пая


Факты приёма объектов в виде имущественного пая также оформляются актами приёма-передачи по форме ОС-1 или составляются списки, в которых указывается наименование объекта, количество, полная и остаточная стоимость. Документы подписываются передающей и принимающей стороной и заверяются печатью.

Для учёта земельной площади, имущества, поступившего в собственность садоводческого товарищества в виде имущественного пая, рекомендуется вести книгу учёта имущества. Она имеет три раздела для учёта земельной площади, для учёта основных средств, для отражения данных инвентаризации. Записи ведутся последовательно по мере поступления имущества и его документального оформления. После получения от местной администрации акта на право собственности на землю или подписания договора на аренду земельного участка в книге учёта имущества делается соответствующая запись.

Безвозмездное получение основных средств


Садоводческое товарищество может получить имущество и безвозмездно. Например, в виде подарка.

Пунктом 10 ПБУ 6/01 предусмотрено, что первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учёту в качестве вложений во внеоборотные активы.

В бухгалтерском учёте делаются следующие записи:
Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 86 "Целевое финансирование"
- отражена рыночная стоимость основного средства;
Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы"
- принят к учету объект основных средств;
Дебет 86 "Целевое финансирование" Кредит 83 "Добавочный капитал"
- отражен источник финансирования.

Учёт материально-производственных запасов


Порядок учёта МПЗ регламентирован ПБУ 5/01 "Учёт материально-производственных запасов", утверждённым Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н. В этом документе специальных правил для некоммерческих организаций не установлено. Следовательно, такие организации вправе в бухгалтерском учёте списывать стоимость материалов на затраты в том же порядке, что и коммерческие фирмы, а именно по мере отпуска в производство или эксплуатацию.

Эти же правила надо соблюдать с учетом специфики деятельности некоммерческой организации. Так, в п. 6 ПБУ 5/01 говорится, что "фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретённых за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)". В то же время "к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов".

НДС для некоммерческих организаций по запасам, приобретаемым для основной деятельности, является невозмещаемым налогом, поэтому включается в их фактическую себестоимость.